Индия: прошлое или будущее России

 

Место России среди других стран – традиционный предмет для споров философов и политиков. Когда-то инок Филофей сформулировал идею «третьего Рима».  Долго дискутировали западники и славянофилы, народники и марксисты. Революция подтвердила правоту коммунистической идеи, под руководством Сталина Советский Союз стал великой державой. Ныне страной правят мародеры, для которых идеи заменяют водка, «мерседес» или «Челси» – в  зависимости от количества нахапанного. Нынешний фюрер Путин, как послушный пес, выполняет команды американского дрессировщика, тащит Россию в так называемую мировую экономику. Адепты такой интеграции расписывают райскую жизнь на Западе, обещая подобную и у нас. Вот только степень интеграции и степень развития – вещи разные. В эпоху глобализации капиталистический мир включает в себя как «золотой миллиард», так и полуколонии. Буржуазные масс-медиа обычно игнорируют новости третьего мира, за исключением крупных катастроф. Богатые туристы предпочитают благоустроенные курорты.

Однако на Земле есть места, интересные даже самым упертым западникам. Индия – одна из таких стран. И приглашение в город Пуну на конференцию по физике космоса радует не только возможностью обсудить профессиональные проблемы.

Итак, я на борту самолета «Москва-Бомбей». Собственно, даже не Бомбей, а Мумбаи – переименовали сравнительно недавно. В Шереметьеве из-за этого табло выглядит комично: в русском варианте рейс обозначен по-старому, в английском – по-новому. Вылет задержался – в Индии сезон дождей. Наконец посадка. Пограничные формальности – и ночной Бомбей встречает русских физиков влажной жарой. Для новичка в тропиках испытание серьезное. Тропический ливень поливает узкие улицы, мокрые листья пальм блестят в свете фонарей.

Путешествие начинается утром. Бомбейские пробки впечатляют даже москвича. Редкие ржавые автобусы набиты до предела – вспоминается час пик в московском метро.

 

Громыхают грузовики, в основном, местной марки «Тата». Многие из них ярко раскрашены в соответствии со вкусом владельцев. В орнаментах часто встречается свастика – сюда бы профессиональных борцов с символикой из банды Якименко! Впрочем, фашистскую символику желающие могут найти и над московским кремлем – в виде власовского флага.

Черно-желтые такси очень похожи на старые «москвичи». В потоке попадаются современные, большей частью японские, машины местных богатеев. Огромное количество моторикш. Трехколесные тарахтелки повсюду. Теоретически, в Индии левостороннее движение. Практически, все, особенно моторикши и мотоциклисты, едут, как в голову взбредет. Периодически хаос усиливают коровы, непринужденно располагающиеся на мостовой.

Старые кварталы Бомбея, прижимающиеся к океану, выглядят почти по-европейски. Английское наследие. На берегу – «Ворота Индии», арка, возведенная в честь коронации Георга V. Но недалеко стоит памятник Шиваджи, князю маратхов, воевавшему в XVII веке против Великих Моголов. Вообще, в штате Махараштра эта личность весьма популярна, статуи всадника с саблей встречаются в разных городах. Руины горной крепости Шивнери, где была резиденция полководца, популярны у туристов.

Вдоль приморского бульвара Марин-драйв – новые офисные здания. А на площади суетятся назойливые торговцы – в общении с ними очень хочется перейти на русский мат. Пытается заработать рупии заклинатель змей с полудохлой коброй.

Исследовательский центр, принадлежащий вездесущей корпорации Тата, построен на берегу океана. Современные корпуса окружены пальмами и манговыми деревьями. Порядок почти безупречный. Но он отделен от хаоса высоким забором, больше похожим на крепостную стену. Колючая проволока в Индии – вещь самая обыкновенная. Огорожены офисы, отели, просто мало-мальски зажиточные дома (за такой сойдет и панельная коробка).

Судя по криминальной хронике в местных газетах, преступность не слишком велика, во всяком случае, жителя Москвы не шокирует. Но острова богатства окружены морем бедности. Индийские города растут за счет трущоб. В России журналисты часто называют трущобами переполненные коммуналки или забитые беженцами аварийные общежития. Индийцу такое жилье скорее всего покажется вполне благоустроенным. Бомбейские трущобы – это целые кварталы хибар из бамбуковых жердей, обтянутых пластиковой пленкой. Миллионы людей живут в таких конурах и первыми гибнут при  обычных здесь наводнениях и эпидемиях. И это не люмпены. Большинство имеет работу. Вот только зарплаты сугубо символические. В общем, любителям порассуждать об «устарелости марксизма» и «исчезновении пролетариата» искренне советую съездить в Индию. Только не отлеживайте бока на пляжах Гоа, а направляйтесь в индустриальные центры Махараштры.

Дорога из Бомбея в Пуну пересекает горную цепь Западных Гат. Периодически на обочине шоссе появляются обезьяны, недовольно смахивающие с шерсти дождевые капли. Дальше – Деккан. Огромная, почти полностью распаханная равнина. На рисовых полях и плантациях сахарного тростника попадаются трактора, но чаще землю обрабатывают с помощью буйволов. Они же тянут арбы с грузом.

Небольшие индуистские храмы-дарбары очень похожи на русские шатровые церкви. Только сверху вместо креста – флагшток с оранжевым флагом.

В пути вспоминаются книги Ивана Ефремова. Бомбей – Лонавала – Пуна… Этот маршрут описан в «Лезвии бритвы». И в «Часе быка» как место старта звездолета «Темное пламя» указаны здешние плоскогорья.

Прибываем в Пуну. Большой шумный, довольно грязный город со множеством трущоб, заметно пострадавший от недавнего наводнения. Улицы пестрят вывесками и рекламными плакатами. Английские надписи чередуются с вязью деванагари. Некоторые рекламы выглядят очень смешно. Винный магазин называется «Kranty». Чуть дальше – щит с изображением девушки в сари на мотоцикле. Подпись по-английски: «Водка «Романов» делает вашу жизнь интереснее». Отличный совет для мотоциклистов!

Пуна – индийская Силиконовая долина. Компания Тата, основа местного национального капитала, контролирует значительную часть производства – автомобили, электроника, ширпотреб. Остальная часть поделена между филиалами транснациональных корпораций – Samsung, Sony etc. Многие товары с известными брэндами поступают в магазины Москвы или Токио именно отсюда. Глобализация в действии. Живущие в бамбуковых хибарах индийцы – неотъемлемая часть мирового пролетариата, и здешняя нищета обеспечивает относительное процветание «золотого миллиарда». Просто во времена Маркса буржуа и пролетарии жили на разных улицах одного города, сейчас – в разных странах.

Сторонники капитализма, хоть явные маньяки-либералы наподобие Чубайса, хоть псевдопатриоты вроде Рогозина, выдвигают Запад в качестве образца «капитализма с человеческим лицом». Примерно также Марксу мог возражать современный ему буржуй, показывая на сытого лакея.

Университет Пуны тоже окружен высоким забором. На въезде – КПП. Внутри жизнь более похожа на европейскую, если забыть про обед с невероятно острыми вегетарианскими блюдами.

Конференция торжественно открывается и идет своим чередом. Обсуждаются полученные результаты, проекты новых экспериментов, проблемы астрофизики. В свободный день для делегатов экскурсия на радиотелескоп и крепость Шивнери. На этой конференции особо заметен контраст между проблемами современной науки и средневековой жизнью значительной части человечества. Примешивается и досада: многие обсуждаемые сейчас проекты могли быть давно осуществлены, если бы не развал науки в России.

После официального закрытия конференции – экскурсии по старинным храмам Эллоры и Аджанты. Остатки буддийской цивилизации. Высеченный из единой скалы храм Кайлаш. На фресках в пещерных храмах встречаются выцарапанные автографы английских офицеров. Пример западной «культуры».

Глядя на Индию, думаешь о России. Какое будущее ждет нашу страну?  При условии сохранения нынешнего курса индийский вариант кажется чересчур оптимистичным. Национальная индийская буржуазия пользуется сверхдешевой рабочей силой. В России в бамбуковой хижине не проживешь. При встраивании в глобальную капиталистическую систему рентабельной остается только добыча сырья, да и то до тех пор, пока сохраняются сверхвысокие цены на нефть. Прямо или косвенно нынешнее московское «благополучие» оплачено нефтедолларами. Упадут нефтяные цены, как это случалось не раз, и нынешние менеджеры из коммерческих фирм, кичащиеся тысячедолларовой зарплатой, будут искать место прислуги где-нибудь на западе, конкурируя с теми же индийцами.

 

Западу выгодна хроническая отсталость и Индии, и России. Какой же выход? Только социалистическая революция. В третьем мире буржуазия связана с Западом и заинтересована в сохранении статус-кво. Поэтому требуется не улучшение капитализма, а его ликвидация. Временное отступление социализма закончилось. Первый прорыв в XXI веке – венесуэльская революция. Под руководством товарища Чавеса народ Венесуэлы строит социализм. Ныне в условиях глобализации социалистическая революция должна перерасти в мировую. Сегодня – Каракас, завтра – Москва и Дели!

 

Hosted by uCoz